Психологическая диагностика
С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ - содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Новое в разделе «Должностные обязанности»
Педагог-психолог ДОУ:
• Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
• Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
• Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников и т.д
В соответствии с ФГОС в нашем ДОУ я веду работу с детьми в направлениях:
? психологическая диагностика;
? коррекционно-развивающая работа;
? психологическая профилактика.
Психологическая диагностика
Цель:
• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• Оптимизация работы с группой детей.
Требования к условиям:
• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].
Психологическая диагностика воспитанников предполагает, что педагог-психолог:
* проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
* проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;
* составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
* определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;
* проводит изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Систематически контролируеться развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие методист, педагог-психолог, медсестра (оценивает физическое развитие, состояние здоровья, даёт общую оценку развития ребёнка - определяет группу здоровья) и конечно же воспитатель группы раннего возраста.
Воспитатель ведёт листы адаптации детей к условиям ДОУ, педагог-психолог составляет карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.
Комплект для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
* Методическое пособие, в котором описаны процедура проведения
диагностики (серия заданий, предъявляемых ребенку в соответствии с его возрастом). Они предполагают как наблюдение за ребенком в естественных для него условиях, так и создание специальным образом организованной ситуации эксперимента. Каждое задание содержит критерии, по которым определяется соответствие степени сформированности различного рода навыков нормативным показателям нервно-психического развития или отклонение от них; критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр;
* примерные показатели нервно-психического развития детей второго и
третьего года жизни;
* бланк карты нервно-психического развития детей второго и третьего года
жизни.
* рекомендуемый материал, для проведения диагностики нервно-
психического развития, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога-психолога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
ссылка на скачивание этой методики В РДФ
Для «безречевых» детей раннего возраста разработан другой методический комплект, который также очень удобно использовать в работе педагога-психолога
Комплект предназначен для дифференциальной диагностики «безречевых» детей раннего возраста (И.В. Верещагина) и включает в себя:
* Методическое пособие, в котором описана процедура проведения
диагностики, критерии оценки результатов;
* бланк карты развития детей раннего возраста;
* практический материал, для проведения дифференцированной диагностики
диагностики
ссылка на скачивание этой методики В РДФ
Диагностика познавательной сферы у детей дошкольного возраста
Диагностику познавательной сферы у детей дошкольного возраста я провожу, используя комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений - «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Павловой, Л.Руденко.
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.
Для исследования познавательной сферы детей дошкольного возраста я использую
Экспресс - диагностику в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Данное методическое пособие очень удобно использовать именно как экспресс-метод.
Ее преимущества:
? наличие методик на все возраста дошкольного возраста;
? качественный демонстрационный материал;
? наличие индивидуальных бланков и сводных таблиц.
Диагностические материалы структурированы по возрастам:
3—4 года,
4—5 лет,
5—6 лет,
6—7 лет.
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.
После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, осуществляется диагностика с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол диагностического обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.
Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей.
Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах:
2 балла (высшая оценка),
1 балл (средняя),
0 баллов (низшая).
После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий. ссылка на скачивание этой методики В РДФ
Диагностика готовности к школе детей дошкольного возраста
Е.К.Вархотова. Экспресс-диагностика готовности к школе
Цель методики: определить готовность детей к школе.
Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.
Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:
? Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
? 11 тестов для тестирования детей.
Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.
Данную экспресс-диагностику я дополняю еще рядом методик для выявления полной картины на предмет психологической готовности ребенка к школе.
ссылка на скачивание этой методики В РДФ
|